В ст. 8 Закона КНР «О товарных знаках» (далее Закон КНР) указывается отличительная черта объекта, характеризуемого как товарный знак, а именно «способность отличать товары одних физических и юридических лиц от товаров других лиц».
В соответствии с Законом КНР товарные знаки классифицируются на товарные, знаки обслуживания, коллективные знаки и сертификационные знаки. Отдельным видом товарных знаков являются общеизвестные знаки.
В процессе государственной экспертизы товарных знаков Китайское национальное агентство по интеллектуальной собственности использует специальную систему определения однородности товаров и услуг под названием «кратчайший путь», являющейся автоматизированной и существенно сокращающей время экспертизы заявленных на регистрацию обозначений. Данная система использует нумерацию подклассов в каждом классе для определения однородности товаров и услуг. Формулировки товаров и услуг, имеющие одинаковый видовой номер подкласса, обычно считаются однородными, в то время как элементы, находящиеся в одном классе, но отличающиеся своими начальными цифрами нумерации, обычно считаются неоднородными.
В целом, эффективная защита исключительных прав на обозначение возможно только при условии своевременной регистрации его в качестве товарного знака. Если обозначение обладает широкой известностью у пользовательской аудитории и не ограничивается лишь несколькими провинциями, он может пройти специальную процедуру в CNIPA и быть признан в качестве «общеизвестного товарного знака».
В Китае присутствуют ряд инструментов и мер, направленных на борьбу с недобросовестными заявителями, при этом число заявок, направленных на захват чужих обозначений и регистрации знаков для последующего возмездного отчуждения прав, неукоснительно снижается. Статья 4 Закона КНР о товарных знаках предусматривает, что заявки на злонамеренные товарные знаки, не предназначенные для использования, отклоняются.
Чтобы адаптироваться к современным вызовам со стороны недобросовестных заявителей и решительно бороться с недобросовестными заявками на товарные знаки, не предназначенными для использования, CNIPA обобщила практический опыт за последние два года с момента принятия и начала применения нового Закона о товарных знаках и опубликовала Руководство по экспертизе и обзору товарных знаков (руководящие принципы).
Руководящие принципы разъясняют стандарты экспертизы и рассмотрения для «недобросовестных заявок на товарные знаки, не предназначенных для использования» и обеспечивают унифицированные и последовательные стандарты при определении «недобросовестных заявок на товарные знаки, не предназначенных для использования» в процедурах экспертизы, возражения, аннулирования и рассмотрения товарных знаков.
Национальное ведомство следует Стандартам рассмотрения и экспертизы товарных знаков для рассмотрения заявок и определения того, следует ли предоставлять регистрацию товарного знака в Китае. Каждая заявка рассматривается как на предмет соответствия абсолютным основаниям, так и относительным, связанным с потенциальным нарушением прав третьих лиц.
На практике некоторые суды также рассматривают вопрос о том, приведет ли использование товарного знака к фактической неясности или введению потребителя в заблуждение. Ниже приводится краткий обзор определения добросовестного использования в свете судебных прецедентов.
- Субъективная добросовестность.
- Использование обозначения без регистрации товарного знака.
- Использование исключительно с целью описания своих товаров.
13 декабря 2021 года Китайское национальное агентство по интеллектуальной собственности («CNIPA») выпустило «Стандарты вынесения решений по общим вопросам в области нарушения прав на товарные знаки» («Стандарты»), вступающие в силу с 1 января 2022 года. Стандарты унифицируют стандарты судебных решений, стандарты поведения для правоохранительных органов, а также улучшают правоприменительную практику.
Закон о товарных знаках и Положения о применении определяют две категории нарушений товарных знаков.
- Нарушение исключительных прав на товарный знак, принадлежащих правообладателю, известное также как «нарушение прав на товарный знак», или
- Действия, которые не являются нарушением прав на товарный знак, но нарушают общественный порядок и наносят ущерб общественным интересам, называемые также «общими нарушениями».
Система защиты прав на товарные знаки в Китае, является развитой и многокомпонентной государственной структурой, обеспечивающей разные уровни защиты исключительных прав правообладателя, в зависимости от характера нарушения, размера ущерба и предусмотренных мер ответственности. За нарушение прав интеллектуальной собственности в КНР предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность.
Меры административной ответственности включают: фиксацию и запрет на незаконное использование; конфискацию противозаконных доходов, конфискацию и уничтожение контрафактных экземпляров товаров; административный штраф; конфискация средств и оборудования, с помощью которых производились контрафактные товары – применяется в случае наличия отягчающих обстоятельств.
В УК КНР всего восемь статей предусматривают составы преступлений в сфере интеллектуальной собственности и наказание за их совершение. В статьях с 213 по 219 установлены конкретные составы преступления в этой сфере; в статье 220 предусмотрено наказание за совершение организацией преступлений в сфере интеллектуальной собственности.
Составы преступлений, содержащиеся в УК КНР на текущую дату уже не отражают актуальные правонарушения, существующие в 2022 году. По мере развития компьютерных технологий, преступные деяния и виды преступлений в сфере интеллектуальной собственности, совершенные посредством электронных систем и с использованием сети Интернет, также демонстрируют тенденцию к росту, однако действующий УК КНР не установил эффективных мер в отношении этих преступных деяний, в то же время отсутствует адекватное реагирование на них со стороны правоохранительных органов, в первую очередь в установлении состава преступления и избрания адекватной меры наказания на него.
В случае нарушения прав на товарный знак заинтересованные стороны также могут инициировать судебное разбирательство в Народном суде или обратиться в Управление промышленности и торговли (AIC) с просьбой о принятии мер. AIC является компетентным органом, эффективно и быстро, рассматривающим административные дела в сфере нарушения исключительных прав на товарные знаки.
AIC может напрямую обязать ответчика прекратить использование обозначение, сходного до степени смешения или тождественного зарегистрированному товарному знаку, а также наложить штраф за незаконное использование. В отличие от уголовного разбирательства, для возбуждения иска через AIC, не существует порогового размера причиненного правообладателю ущерба. Действия AIC направлены на рассмотрение дел о нарушении прав на товарные знаки исключительно на внутреннем рынке, исключая процессы импорта и экспорта, в отличие от таможенной охраны.
Таможенная служба активно осуществляет мониторинг и защиту исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в процессах, связанных с импортом и экспортом товаров, в соответствии с действующим законодательством КНР. Защита прав осуществляется как в пассивном, так и в активном режимах:
- регистрация информации в таможенном реестре объектов ИС;
- задержание подозреваемых в нарушении прав товаров;
- расследование ситуации с нарушением прав;
- наказание грузополучателя или грузоотправителя контрафактного товара;
- и конфискация и утилизация контрафактных товаров.