В п. 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее – Конвенция) предусмотрено, что товарные знаки являются объектами охраны промышленной собственности. Ст. 6 Конвенции содержит условия регистрации товарных знаков и независимости охраны одного и того же знака в различных странах, ст. 6-bis – правила, касающиеся общеизвестных товарных знаков, ст. 6-ter – запрещения, касающиеся государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем межправительственных организаций, ст. 6-quater – правила, касающиеся передачи товарного знака, ст. 6-quinquies – условия охраны товарных знаков, зарегистрированных в одной стране Союза по охране промышленной собственности (далее – Союз), в других странах Союза.
Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для товарных знаков он равен 6 мес.
Статья 6 Конвенции устанавливает важный принцип независимости товарного знака в различных странах союза. В соответствии с этой статьей знак, должным образом зарегистрированный в одной из стран союза, рассматривается как независимый от других, зарегистрированных в прочих странах союза, включая страну происхождения знака. Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6, Конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями.
Китай на сегодняшний день является одним из основных мировых экспортеров разнообразных товаров широкого потребления. В 2021 году количество заявок на регистрацию товарных знаков в Китае составило 9,451 млн, из которых 9,193 млн поступили от отечественных заявителей, что составляет 97,3% от общего числа, что на 0,8% больше, чем в прошлом году. Количество заявок на товарные знаки от иностранных заявителей в Китае достигло 258 000, что составляет 2,7%, что на 11,6% больше, чем в прошлом году. Было подано 3,202 миллиона заявок на товарные знаки для услуг, что составляет 34,1% от общего объема с ростом на 7,3% в годовом исчислении.
В настоящее время многие иностранные юридические и физические лица, в том числе российские, сталкиваются с рядом проблем при регистрации и защите прав на товарные знаки в Китае, которые влекут для них серьезный финансовый и репутационный ущерб. Это обусловлено незнанием особенностей правового регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере и практики применения соответствующих правовых норм.
Указанные выше обстоятельства обусловливают несомненную актуальность работы с Китаем в качестве стратегического партнера и региона для успешного развития своего бизнеса.