Своевременная регистрация товарного знака позволяет защитить обозначение от недобросовестных конкурентов. Если в дальнейшем, при работе на рынке, у других производителей возникнет идея выпускать товары или предлагать услуги под аналогичным обозначением, законный правообладатель сможет пресечь такую деятельность и потребовать компенсации причиненного ущерба.
Кроме того, проверка, которая проводится перед регистрацией, исключает такую ситуацию, когда производитель, сам того не зная, нарушит исключительное право другого производителя, который уже действует на рынке под идентичным или схожим обозначением.
Сегодня товарный знак стал для многих компаний не только главным средством индивидуализации товаров и услуг, но и ключевым атрибутом бизнеса, эффективным способом прорекламировать продукцию, идентифицировать ее в глазах потенциальных потребителей.
В то же время практика многих известных компаний, представленных на рынке, показывает, что далеко не все они точно представляют, насколько регистрация товарного знака должна соответствовать требованиям законодательства. Только при условии своевременной и грамотной регистрации владелец обозначения сможет не опасаться незаконных действий со стороны конкурентов. Ему не придется в дальнейшем тратить немалые суммы на оплату услуг юристов, которые помогут прекратить такое нарушение. Все, что нужно будет сделать – обратиться в суд и предоставить свидетельство о регистрации.
Некоторые компании, которые в течение долгого времени присутствуют на рынке, приобрели немалую целевую аудиторию и сделали свои товары или услуги востребованными и популярными, не стремятся обеспечить юридическую защиту товарному знаку. При этом более дальновидные и не всегда честные конкуренты могут воспользоваться этим пробелом и начать использовать уже раскрученные бренды.
Когда это обнаруживается, компания предъявляет конкурентам претензии. Чаще всего дело доходит до судебного разбирательства, в котором выясняется, что претензии не могут считаться полностью обоснованными, поскольку никаких прав на обозначение у компании нет, она его не зарегистрировала. При этом, если конкуренты своевременно успели зарегистрировать товарный знак на себя, именно они будут признаны судом его правообладателями, а первая компания окажется в статусе нарушителя и понесет наказание.
Такие ситуации достаточно распространены и сегодня, когда все производители давно должны быть осведомлены о значении своевременной регистрации. Тем не менее, проблемы все же происходят, и основная их причина – именно легкомысленное отношение к необходимости зарегистрировать товарный знак.