В эпоху всеобщей компьютеризации вопрос охраны доменного имени становится все острее. Отношение к правовой природе такого имени за несколько последних лет претерпело значительные изменения и приобрело новые характеристики. Так на сегодняшний день оно варьируется от определения самого понятия «доменное имя», как отдельного объекта интеллектуальной собственности до утверждения, что доменное имя – это не что иное, как способ индивидуализации целых массивов информации на просторах Интернета.
Учитывая то, что в РФ отсутствует специальное законодательство в данной сфере, применение аналогии на основании действующего законодательства в отношении товарных знаков является наиболее приемлемым. Признание доменного имени, как отдельного объекта интеллектуальной собственности поддерживается практически всеми современными учеными.
Охрана доменного имени, как объекта интеллектуальной собственности
Доменное имя должно являться оригинальным и не может совпадать с уже имеющимися доменными именами в Интернете. Оно позволяет идентифицировать конкретный информационный ресурс и выполняет функцию его наименования, так как все пользователи Интернета ассоциируют его только с этим доменным именем. Поскольку по законодательству доменное имя не считается объектом интеллектуального права, его невозможно отнести и к объекту прав собственности в традиционном понимании. Фактически оно закрепляется за заинтересованным участником информационного обмена и означает соответствующие сайты. Право на это имя возникает при заключении договора между субъектом, регистрирующим домен и администратором этого домена на установленный срок. Такой договор обязан иметь публично-правовой характер, поскольку его предметом является предоставление услуги относительно делегирования и дальнейшего администрирования доменного имени. Владение им означает соответствующие правоотношения между регистрантом и администратором, возникающие на основании заключенного договора об услугах. Существующая практика заключения договоров купли-продажи доменных имен является очень сомнительной, поскольку такие договора должны заключаться только по объекту права собственности.
Любое доменное имя входит в состав нематериальных активов предприятия, как имущество, а не как объект интеллектуальной собственности. В мировой практике доменные имена были признаны ВОИС средствами индивидуализации в 1999 г. В отечественной судебной практике все чаще признают, что доменное имя может считаться средством индивидуализации, индивидуализирующим информационный ресурс. Однако необходимо отметить, что согласно ГК РФ оно относится к коммерческой сфере.