Наверное, одним из самых «экзотических» видов товарных знаков являются обонятельные. Такие знаки относятся к разряду невизуальных. В мировой практике имеется не так уж много зарегистрированных знаков этого типа, а в РФ они вообще являются крайне редкими. Одними из наиболее заинтересованных лиц в таких обозначениях своей продукции являются парфюмеры, создающие свои уникальные запахи. Некоторые производители регистрируют товарные знаки на такую нетрадиционную продукцию, как ароматизированное постельное белье или кожаная обивка сидений для автомобилей (марка «Мустанг») с запахом конского пота.
Обонятельные товарные знаки
Эти малознакомые для российского потребителя торговые знаки предназначены для восприятия органами обоняния. Часто регистрируются запахи, которые не свойственны товару, и поэтому отличают его от ему подобных. Среди примеров обонятельных товарных знаков можно привести зарегистрированную Патентным ведомством США еще в 1990 г. пряжу с особым ароматом или нашумевшие в Европе (1994 г.) теннисные мячики, имеющие «запах свежескошенной травы». Среди зарегистрированных в Великобритании обонятельных товарных знаков имеются такие, как стрелы для игры в дартс с «сильным запахом горького пива» и автопокрышки с «цветочным ароматом, напоминающим розу».
У большинства людей всего мира обоняние играет важнейшую роль в отношении ко всему окружающему, поэтому многие товаропроизводители стремятся придать своим товарам дополнительную информацию в виде определенных запахов, которые выделяют их товары из ряда других. Обонятельные товарные знаки, как никакие другие могут сделать представленную продукцию очень привлекательной. Именно поэтому развитые страны пытаются наладить практику правовой охраны таких товарных знаков.
К большому сожалению, существующее законодательство, как в Европе и США, так и в РФ прямо не указывает, что заявленный обонятельный знак может пройти регистрацию или будет отклонен. Патентное ведомство, которое регистрирует товарные знаки Евросоюза, до сих пор не решило основную проблему регистрации обонятельных знаков – их графическое описание, поскольку нет ни критериев, ни практики такого обозначения. Именно поэтому такая регистрация часто не проводится даже в тех случаях, когда заявляемый запах можно легко описать словами. В России практически только единицы товаропроизводителей смогли зарегистрировать свой обонятельный товарный знак и получить все права на его использование. Первым из них стал товарный знак, зарегистрированный Первой патентной компанией. Им стал «кожаный аромат» известного натуропарфюмера Санкт-Петербурга Коляго Н.