Относительно какого обозначения была впервые выполнена процедура регистрации товарного знака или же какой товарный знак можно считать первым зарегистрированным в истории? Ответ на этот вопрос найти не так просто, но это можно сделать, если углубиться в исторические источники.
Когда появились прообразы современной процедуры регистрации?
Чтобы отыскать первый товарный знак, который прошел регистрацию, стоит изучить историю этой процедуры и разобраться во времени ее зарождения. Товарные знаки, точнее, их прообразы, стали использоваться с развитием товарно-денежных отношений. Первые законы, которые регулировали оборот товаров и их обозначений, появились еще в Средневековье. Например, английских пекарей в 1266 году обязали помечать свою выпечку специальным клеймом. На территории современной России первый подобный закон появился в 1667 году. Речь идет о Новоторговом уставе, который обязывал производителей клеймить свои товары. Такие обозначения не только содержали информацию о производителе, но и подтверждали уплату пошлины.
Важный для развития товарных знаков закон приняла в 1754 году императрица Елизавета Петровна. Согласно законодательному акту, фабричные знаки требовалось наносить на все выпускаемые товары. В этом же законе впервые была установлена уголовная ответственность за подделку клейма. С принятием этого закона историки связывают официальное появление товарных знаков в Российской империи.
Первые зарегистрированные товарные знаки в мире и в России
Никто не может точно сказать, какой прообраз товарного знака первым был зарегистрирован и в какой стране это произошло. Но по официальной версии, первое патентное бюро в современном понимании этого слова было открыто в Лондоне в 1876 году. Первой компанией, которая подала заявку на регистрацию обозначения, стала «Басе и Ко», именно за ней был закреплен первый официально зарегистрированный товарный знак в истории. Обозначение представляло собой красный треугольник с размещенной на нем эмблемой компании. Примечательно, что патент на это обозначение действует до сих пор, а значит, оно по сей день, уже более столетия находится под законодательной защитой.
Конечно, за столь долгую историю существования торгового знака его неоднократно пытались неправомерно использовать и подделывать. Всего зафиксировано более 2 000 попыток фальсификации товарного знака «Басе и Ко».
В России регистрация товарных знаков началась всего на несколько лет позже – с 1896 года этим занимался отдел торговли Министерства торговли и промышленности. В этот период были зарегистрированы первые крупные российские бренды, в том числе «Эйнемъ», «Смирновъ», «Павелъ Буре» и многие другие.