В XXI в. конкурентоспособность российской экономики и всех ее субъектов определяется способностью государства правильно формировать, динамично осуществлять, эффективно защищать и обеспечивать коммерческое применение ноу-хау. Изобретений и иных объектов интеллектуальной собственности. Государство активно участвует в развитии и совершенствовании российской патентной системы, проводя в жизнь свою патентную политику. Это обусловлено тем, что именно полноценная система может обеспечить мотивацию патентообладателей и создателей объектов интеллектуальной собственности развивать и активизировать свою интеллектуальную деятельность. Конечным результатом этой деятельности становится внедрение в жизнь новейших технологий.В национальных и глобальных экономиках государственная политика, связанная с системой прав интеллектуальной собственности прямо воздействует на конкуренцию и инновации, которые являются главными силами, генерирующими научно-технический прогресс. Именно она обеспечивает экономический рост.
Государственная патентная политика
За последние годы в РФ было принято несколько законодательных актов и нормативных документов, учитывающих не только национальные особенности патентной системы, но и мировые тенденции, а также опыт развитых стран. Это и неудивительно, поскольку Россия стремится к инновационному развитию и вступлению в ВТО. Одним из основных негативных факторов, которые сдерживают инновационное и технологическое развитие РФ, является диспропорция между объемами финансирования различных научных исследований и низким результатом изобретательской деятельности. Решением этой проблемы должно стать формирование наиболее эффективной политики в сфере интеллектуальной деятельности, реально функционирующей системы инноваций, создание современной инфраструктуры, обеспечивающей правовую защиту и освоение результатов исследований ученых. Для решения всех выше перечисленных задач были приняты такие законодательные и нормативные акты:
- Гражданский кодекс РФ – часть IV. Раздел VII. «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»;
- №284-ФЗ от 25.12.08 г. «О передаче прав на единые технологии»;
- №316-ФЗ от 30.12.08 г. «О патентных поверенных»;
- №127-ФЗ от 23.08.96 г. «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями);
- №162-ФЗ от 08.12.03 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РФ» (с дополнениями и изменениями);
- №195-ФЗ от 19.07.07 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
- Постановление Правительства РФ № 696 от 18.11.06 г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
Данный документ был разработан по поручению Президента РФ и утвержден Правительством 17.11.08 г. В Концепции развития определяются пути и способы обеспечения устойчивого роста благосостояния россиян, национальной безопасности, активного развития отечественной экономики в перспективе (2008-2020 г.г.). В соответствии с поставленными целями в ней четко сформулированы:
- направления долгосрочного развития страны;
- стратегия достижения целей;
- механизмы и формы партнерства государства, общества, бизнеса;
- приоритеты и цели внешнеэкономической политики;
- задачи и цели территориального развития;
- приоритеты, основные задачи, цели политики государства в сфере технологий и науки, структурных экономических преобразований;
- совершенствование образовательной системы РФ в соответствии с современными требованиями инновационного развития экономики.
Особое внимание уделяется модернизации образования страны, которая даст возможность формирования человеческого и квалификационного капитала государства, исходя из требований инновационного развития и геополитической конкурентоспособности РФ.