Китай располагает всеобъемлющей и интегрированной правовой базой для защиты товарных знаков, основанной на национальном законодательстве и международных договорах и конвенциях в области защиты интеллектуальной собственности. Закон о товарных знаках и Подзаконные акты к нему являются основными источниками права в сфере защиты товарных знаков.
В дополнение к Закону о товарных знаках, национальные законы, правила и подзаконные акты по охране товарных знаков в административной, гражданской и уголовной сферах включают:
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией;
- Закон об авторском праве;
- Закон об электронной торговле;
Судебная практика, толкования и руководящие принципы, изданные Верховным народным судом (SPC) по таким вопросам, как подсудность, применение законов, конфликты прав, судебные запреты и обеспечение доказательств, в административных, гражданских или уголовных делах, связанных с товарными знаками;
Правила, подзаконные акты или руководства по охране товарных знаков, опубликованные компетентными органами (например, Национальным управлением интеллектуальной собственности Китая (CNIPA), Государственным управлением по регулированию рынка (SAMR), Главным таможенным управлением, Министерством общественной безопасности и Верховной народной прокуратурой);
Значимые для принятия решений судами дела, типичные по своему составу, опубликованные SPC; и
справочные дела, опубликованные, среди прочего, местными Высокими судами.
Действующий Закон о товарных знаках предусматривает установленный законом ущерб в размере до 5 миллионов юаней и штрафные санкции за грубое нарушение прав на товарный знак в размере от одного до пяти раз превышающем базовую сумму ущерба, оцененную в свете одного из следующих факторов:
- фактические убытки истца;
- прибыли ответчика;
- или разумный размер платы за использование товарного знака по лицензионному договору в случаях, когда трудно определить убытки истца или прибыль ответчика.
Закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией предусматривает установленный законом ущерб в размере до 5 миллионов юаней за действия, связанные с недобросовестной конкуренцией, нарушающей права на объекты интеллектуальной собственности.
В случае нарушения прав на товарный знак заинтересованные стороны могут возбудить судебное разбирательство в Народном суде или обратиться в Управление промышленности и торговли (AIC) с просьбой о принятии мер. AIC является компетентным органом для принятия оперативных административных действий в случаях фиксации нарушения прав на товарные знаки.
Существуют разные уровни AIC. Как правило, AIC на уровне округа или района, где находится нарушитель, рассматривает и принимает жалобы на нарушение прав на товарный знак. AIC на муниципальном уровне обычно не занимается нарушением прав на товарные знаки напрямую, если только нарушение не связано с огромными размерами причиненных убытков или же нарушение не затрагивает несколько округов или районов, где требуется координация со стороны их общего вышестоящего AIC на муниципальном уровне.