Роспатентом еще в 2001 г. были разработаны и утверждены «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений». В этом документе указаны методические подходы, определенные с учетом имеющейся практики данной экспертизы. В нем учтен и опыт рассмотрения возражений в Апелляционной палате, различные жалобы и международный опыт решения данных проблем.
В ходе процедуры регистрации товарного знака в ФИПС осуществляют экспертизу заявленного обозначения. Ее основными задачами является:
Проверка соответствия обозначения всем требованиям российского законодательства;
Установление приоритета товарных знаков.
По результатам экспертизы принимают решение об отказе или об осуществлении регистрации. В процессе ее осуществляются следующие мероприятия:
Особенности экспертизы заявленного обозначения в ФИПС
— Проверяется соответствие материалов заявки установленным требованиям;
— Сверяется перечень товаров, правильность их группирования по классам МКТУ;
— Устанавливается приоритет товарного знака;
— Проверяется соответствие обозначения всем условиям регистрации.
В процессе проверки специалисты ФИПС устанавливают следующие аспекты:
— Возможность идентификации термина, выбранного заявителем для своего товара;
— Правильность группирования заявленных обозначений по классам МКТУ.
Заявленное обозначение тщательно проверяется на наличие абсолютных и других оснований для отказа. Для этого проводится проверка заявленного знака на сходство и тождество обозначений, определяется степень схожести этого знака с другими зарегистрированными обозначениями, устанавливается однородность тех товаров, которые уже зарегистрированы под схожими или тождественными знаками.
Решения об отказе в регистрации заявителю
До момента вынесения решения об отказе в регистрации заявителю направляется запрос с доводами, служащими основанием для отказа с указанием ссылок на источник информации. Заявитель в установленные сроки может опровергнуть эти доводы, предоставив в ФИПС дополнительные материалы или внеся в заявку необходимые изменения.
Экспертиза заявленных обозначений имеет определенные особенности, касающиеся рассмотрения знаков, представляющих собой/содержащих:
— Фамилии;
— Описательные элементы;
— Географические названия;
— Буквы/цифры;
— Обозначения, употребляемые для идентификации товара определенного вида;
— Объемные, звуковые, движущиеся обозначения;
— Гербы, флаги;
— Элементы, вызывающие у покупателя ложные ассоциативные представления о месте производства товара;
— Элементы, противоречащие нормам морали и гуманности.
Их подробное описание указано в «Рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений»