Управление интеллектуальным капиталом компании

Управление интеллектуальным капиталом компанииК большому сожалению, в РФ управление интеллектуальным капиталом еще редко определяется приоритетами стратегического развития российского бизнеса. Именно поэтому этот капитал компаний нередко остается без целенаправленного управления. Обычно интеллектуальным капиталом называют навыки, знания, производственный опыт людей и нематериальные активы (базы данных, патенты, товарные знаки, программное обеспечение), используемые с целью максимизации прибыли и достижения других технических или экономических результатов. Совокупность объектов, которые включаются в состав интеллектуального капитала, называется «активами». За этим термином закреплены определенные правовые и экономические атрибуты, которыми не обладает основной ресурс этого капитала – знания. Для обеспечения тождественности объектов данного актива используется более широкое понятие – «авуары». Под ним понимаются нематериальные и материальные ресурсы производства, которые не всегда обладают ликвидностью и иногда не являются объектами собственности. При этом интеллектуальный капитал включает материальные и нематериальные авуары, а также неосязаемые авуары.

Управление интеллектуальным капиталом компании
Все ресурсы интеллектуального капитала компании объединяются в 3 группы

— Человеческие авуары (включают все индивидуальные и коллективные знания персонала, творческие способности, управленческие и технологические навыки);
— Рыночные авуары (торговые марки; соглашения и контракты; портфель заказов; покупательская приверженность; деловое сотрудничество; отношения в финансовых кругах) и активы (товарный знак; марки качества; фирменное наименование; франшизы; контракты; лицензии), связанные с обеспечением конкурентоспособности компании и операциями на рынке;
— Структурные авуары (базы методологических знаний и данных; программное обеспечение; стратегия управления; корпоративная культура; информационные технологии; сетевые системы связи) и активы (базы данных и знаний; программы для ПК; патенты; авторские права; коммерческие, финансовые и технологические НОУ-ХАУ; информационные технологии), обеспечивающее эффективное функционирование производства.

3 главных элемента эффективной системы управления

Для наиболее эффективного управления этим капиталом компании необходимо использовать комплексный подход. С этой целью следует построить полномасштабную систему управления и оценки интеллектуального капитала, что приведет к повышению ценности компании. Поскольку все компании отличаются своей бизнес-моделью, то не существует общей системы управления интеллектуальным капиталом, максимально подходящей всем предприятиям.

Учитывая все ограничения, которые налагаются условиями ведения разных видов бизнеса, следует отметить, что для подавляющего большинства предприятий при создании эффективной системы управления необходимо опираться на 3 главных элемента:

— Управление базами знаний и различными технологиями, реализуемыми на их основе, нацеленное на приобретение новых знаний, их оптимальное использование и документальное оформление. Данный элемент систематизирует «память» компании.
— Управление так называемым «человеческим капиталом», являющимся главным компонентом системы имеющихся знаний предприятия. Оно нацелено на приобретение новых знаний, их распространение в организации и на обмен с другими компаниями.
— Создание организационной культуры, способствующей распространению и приумножению знаний компании.

От эффективности функционирования этих главных элементов зависит успешность созданной на предприятии системы и конкурентоспособность компании в целом.

Так же рекомендуем ознакомиться:

Регистрация товарного знака;
— Интеллектуальная собственность в России;
— Творческие и не творческие объекты интеллектуальной собственности.