Объемные товарные знаки

Объемные товарные знакиКроме традиционных графических товарных знаков в РФ все чаще появляются и еще довольно редкие для отечественного рынка объемные знаки. К ним относится форма самих товаров и их частей, а также их упаковка. По большому счету, объемные знаки являются изображением товарных знаков в трех измерениях (длина, высота, ширина). Они представляют собой различные фигуры, трехмерные объекты, разные комбинации фигур, линий. При этом объемный знак не должен просто повторять общий внешний вид определенного предмета, а обязан иметь новые и оригинальные характеристики внешнего вида. Различительная способность данных знаков определяется оригинальностью форм и функциональным назначением. Форма такого изделия должна отвечать основному критерию любого товарного знака — способностью индивидуализировать (выделять) его среди остальных однородных товаров иных производителей.
Объемные товарные знаки (патент на промышленный образец)

Чаще всего объемными торговыми марками становятся различные оригинальные упаковки товара (коробки, бутылки, флаконы), оригинальные формы самого изделия (мыла, шоколада, свечей, таблеток, печенья). Идеальный объемный товарный знак отражает характер товара, стиль компании и вкусы потребителей. Одни из наиболее известных в мире объемных знаков:

бутылка «Кока-Колы»
— бутылка «Кока-Колы»

Патент №53062 «Комплект деталей фасадов кухонной мебели»
— флакон «Шанель №5»

Патент №53062 «Комплект деталей фасадов кухонной мебели»
— конфеты «Рафаэло»

Патент №53062 «Комплект деталей фасадов кухонной мебели»
— статуэтка богини на автомобилях Rolls-Royce

Многие товаропроизводители не могут определить разницу между объемным знаком и промышленным образцом. Это происходит потому, что нередко тара такая, как бутылки или металлические банки нередко регистрируются, как в качестве товарных знаков, так и в качестве промышленных образцов. Промышленный образец является графическим описанием изделия (художественно-конструкторское решение), которое отражает его внешний вид. Чаще всего к этой категории изделий относят тару, упаковку, этикетки, печатные издания, фасоны одежды, модели мебели. Промышленный образец считают созданным не тогда, когда изготовлено изделие, а в с момента подачи оформленной в соответствии с законодательством заявки на него. После регистрации промышленного образца его автор получает патент, предоставляющий ему исключительное право на изготовление товара именно в таком внешнем исполнении. Регистрация образца в России осуществляется за 8-12 месяцев. Охрана запатентованного промышленного образца действует 15 лет.

В отличие от промышленного образца объемные товарные знаки представляют собой оригинальную упаковку или товар оригинальной формы. Их регистрация может занять 8-10 месяцев со дня подачи заявления с пакетом всех необходимых документов. В ходе рассмотрения заявки проводятся 2 экспертизы: формальная (в течение 1 месяца) и заявленного обозначения. Если в процессе экспертизы выявлены какие-то «противопоставления», ФИПС присылает уведомление, ответ на которое должен быть отправлен заявителем в течение 6 месяцев. Если его доводы не принимаются и получен отказ у заявителя есть право обжаловать такое решение в Палате по патентным спорам. Если экспертиза «противопоставлений» не обнаружила или приняла доводы заявителя, ФИПС выносит решение о регистрации объемного товарного знака. Моментом регистрации знака считается дата, которая указана на свидетельстве. Срок его действия — 10 лет. Он может быть неоднократно продлен еще на 10 лет.