Лицензионные договора или как заработать на своем товарном знаке

Лицензионные договора или как заработать на своем товарном знаке Товарный знак на сегодняшний день является не только маркетинговым средством, но и показателем престижа компании, ее статуса. Продать товары, отмеченные зарегистрированным знаком намного проще, чем продукцию производителей, осуществляющих первые шаги. Но даже новички при правильном подходе быстро добиваются успехов, правильно выстроив маркетинговый план, реализация которого связана с использованием знака и его активным продвижением на рынке.

Использование предоставляет следующие преимущества:

— он часто ассоциируется со знаком качества продукции;
— запоминающийся знак говорит о статусе и репутации компании, вкладывающей средства в его раскрутку;
— покупатель, предпочитающий товары одного бренда, охотнее приобретает новинки этой же торговой марки;
— покупатели охотнее приобретают товары знакомой марки;
— использование знака является средством защиты продукции от подделки;
— международная регистрация товарного знака расширяет горизонты вашего бизнеса.

Свидетельство о регистрации товарного знака закрепляет за его владельцем исключительные права на него. Использование чужого знака преследуется законом. Что же дает использование его владельцу? На раскрученном имени всегда есть желающие подзаработать, поэтому правообладатель может передать другому лицу свое исключительное право за определенную плату. В соответствии со ст.25, 26 Закона № 3520-1, он может быть продан (уступлен) в отношении части или всех товаров, для которых его регистрировали. При этом при передаче прав у продавца выбывают нематериальные активы, а к приобретателю переходят все права на него. Права на товарный знак предоставляются его правообладателем другому лицу в лицензионном договоре, содержащем условие о качестве товара. Он является правовой формой предоставления правообладателем прав на него иным лицам. Стороны лицензионного договора: лицензиар (правообладатель знака) и лицензиат (юридическое лицо/индивидуальный предприниматель, которому предоставляются права на товарный знак). По данному договору права на торговую марку только предоставляются (лицензиар передает все права на него или их часть), оставаясь при этом правообладателем. Лицензионные договора подразделяют на:

— исключительные: использование осуществляется единственным лицензиатом, при этом исключается право самого лицензиара пользоваться им и выдавать лицензии другим лицам (возникает право на монопольное использование);
— неисключительные: лицензиар сам использует и предоставляет лицензии на него иным лицам.

Лицензионный договор обязательно регистрируют в Роспатенте. В нем обязательно указываются сведения о предмете договора (номер свидетельства на знак); условия по определению его сторон (лицензиар, лицензиат); объем и вид предоставляемых прав (исключительный или неисключительный договор); условия о качестве товара/услуг; условия о вознаграждении за использование. Без регистрации договор считают недействительным. За процедуру регистрации взимается пошлина.

Другим способом распоряжения является заключение договора франчайзинга (коммерческой концессии). Подписывая такой договор, правообладатель товарный знак оставляет за собой исключительное право на него. Договор франчайзинга также регистрируется в Роспатенте. В нем указывается срок его действия, формы вознаграждения, периодичность платежей. Чаще всего вознаграждение состоит из 2 частей:

— «входной платы» (первоначальная единовременная оплата за получение права, фактически представляющей собой цену лицензии);
— последующих платежей за использование (роялти), которые определяются в процентах от выручки или в фиксированном размере.
В случае заключения договора франчайзинга у владельца знака не выбывают нематериальные активы.

Смотрите так же:
Международная регистрация товарного знака