Коллективный товарный знак

Коллективный товарный знакКоллективные знаки являются интеллектуальной собственностью групп и ассоциаций предприятий. Ими пользуются все члены таких объединений. С помощью коллективного знака члены ассоциаций и групп предприятий информируют потребителей о конкретных свойствах товаров/услуг, для которых они регистрировались. Наличие у предприятия коллективного товарного знака не исключает возможности использовать и собственные торговые марки. В РФ такие знаки охраняются в соответствии с ГК (IV часть, ст. 1510).Коллективными называют товарные знаки, обозначающие товары, которые производятся и реализуются входящими в объединение лицами. Они должны обладать едиными качественными и другими общими характеристиками.

Особенности регистрации коллективного знака

Для регистрации коллективного знака законодателем введен специальный инструмент – устав (не путать с лицензионным договором). Он содержит наименование объединения, которое уполномочено зарегистрировать знак на свое имя и перечень предприятий, которым позволяется его использовать. В уставе коллективного знака указывается перечень, цель регистрации, единые качественные и другие общие характеристики товара, для которого предназначено это обозначение. Также необходимо указать условия использования данного знака, ответственность за нарушение устава и рычаги контроля за его выполнением. По большому счету, наличие устава является основной особенностью использования коллективных знаков. О малейших изменениях в нем правообладатель должен уведомлять ФИПС.

В свидетельстве на коллективный знак и Реестре вносятся сведения обо всех предприятиях, имеющих право на его использование. Если коллективный знак будет использован на товарах, которые не обладают едиными качественными и другими общими характеристиками, Патентное ведомство может прекратить действие его регистрации досрочно (частично или полностью) на основании решений Высшей патентной палаты. Такие решения принимаются по заявлению любого лица. Коллективные знаки и права на их использование не передаются другим лицам.

Примером известных коллективных товарных знаков могут служить сигареты «Прима», которые принадлежат Ассоциации «Табакпром» и минеральная вода «Боржоми», которая выпускается предприятиями дочерней компании «Georgian Glas&Mineral Water», принадлежащей российскому консорциуму «Альфа-Групп».

Смотрите так же:

Международные форумы, посвященные развитию интеллектуальной собственности