Как и где за поддельные торговые марки наказывают потребителей?

Регистрация торговой марки приносит правообладателю исключительное право на распоряжение обозначением и защищает его интересы от недобросовестных конкурентов, которые могут подделывать его и использовать в своих целях. По общему правилу, за нелегальное использование торговой марки несет ответственность недобросовестный производитель, который нарушил права правообладателя.

Но из этого правила есть исключения, и иногда за подделку обозначений несут ответственность и потребители, которые покупают фальсифицированную продукцию. Таким оригинальным способом свои права решили защитить премиальные производители одежды, обуви и аксессуаров, например, Dior, Dolce Gabbana, Louis Vuitton и другие модные дома. Конечно, в странах СНГ, в Азии или в Штатах никакой ответственности за покупку подделки потребители не несут, но вот в Италии и Франции действует очень строгое законодательство.

tm

Туристов, которые впервые посещают Францию или Италию, сразу предупреждают, что лучше держаться подальше от темнокожих продавцов, которые прямо на улицах предлагают поддельные вещи с логотипами известных брендов. Громкий скандал разгорелся несколько лет назад вокруг трех туристок, которые не знали особенностей местного законодательства и решили обновить гардероб, купив «фирменные» вещи прямо на улице. Датчанка Кирстен Лорсен купила пару очков якобы от Dior, француженка обзавелась сумочкой «Louis Vuitton», а их третья спутница и вовсе приобрела несколько поддельных маек. Первые две женщины отделались штрафами по 10 000 евро, а их подруге и вовсе грозила уголовная ответственность, ее подозревали в покупке партии контрафактного товара для дальнейшей перепродажи.

Закон суров, но эффективен

Закон, согласно которому ответственность за продажу и покупку контрафактной продукции, несет как продавец, так и покупатель, вступил в силу во Франции с 2006 года. Согласно нормам закона, нарушителям грозят огромные штрафы до 300 000 евро и даже лишение свободы на срок до трех лет. Таким образом свои права защитили многие премиальные французские производители, в том числе Cartier, Chanel, Dior, Lacoste и Louis Vuitton.

Известно, что крупные компании ежегодно тратят на борьбу с подделками огромные суммы. Например, бренду Lacoste это ежегодно обходится в 3 миллиона евро, а Louis Vuitton и вовсе тратит на борьбу с подделками впечатляющую сумму в 15 миллионов евро.

Впрочем, даже несмотря на такие строгие законы и огромные вложения производителей, огромное количество поддельных товаров все же доходит до покупателей если не в самой Франции и Италии, то на азиатских и постсоветских рынках.