История товарных знаков

История товарных знаковИстория товарных знаков началась несколько тысячелетий назад. Первые прообразы товарных знаков использовались людьми уже в конце каменного века. В качестве собственного обозначения человек ставил клеймо на своих животных и глиняных изделиях.

В ходе развития натурального производства ремесленники все чаще стали наносить на свою продукцию определенные пометки, которые ассоциировали их товары с конкретным производителем. Таким образом, появление товарных знаков дало толчок здоровой конкуренции, когда люди стали выбирать лучшие товары и скот благодаря пометкам определенных ремесленников или животноводов. В те же времена появились и первые попытки подделывать различные популярные знаки.

Методы борьбы с подделками в средневековье
История товарных знаков

Производители всех стран древнего мира пытались защитить свои товары от подделок. Так китайцы на своем прославленном фарфоре ставили специальные значки, указывающие на товаропроизводителя и имя императора. В Римской империи определенные обозначения ставили практически на всех видах продукции (посуде, одежде, кирпичах, оружии, амуниции — см. Международная классификация товаров и услуг). В них указывались имя производителя, материал и дата изготовления.

Во времена Средневековья, когда быстро развивалось производство и торговля, стали появляться гильдии ремесленников, которые имели свое клеймо. Они клеймили свою продукцию, что гарантировало ее качество. Подделывание и выпуск некачественных товаров с известными клеймами уже в то время строго наказывалось. В том случае, если производство товара требовало участия нескольких ремесленников, на одном изделии могло быть поставлено несколько знаков.

Первая попытка юридически оформить действие товарных знаков была предпринята в 1266 г. в Англии. Парламент этой страны первыми обязал пекарей ставить на своей продукции индивидуальные товарные знаки. Благодаря этому можно было легко установить производителей качественной и не качественной продукции. В ХІХ в. многие страны Европы ввели уголовную ответственность за фальсификацию товарных знаков.

В России товарные знаки стали появляться на 400 лет позже, чем в Европе. Первое упоминание о них датируется 1677 годом (Новоторговый устав). В нем ремесленников и купцов обязали на своей продукции и товарах ставить идентифицирующие знаки (клейма). Первый правительственный указ о товарных знаках издан в 1744 г. по требованию Мануфактурной коллегии. Уникальные фабричные знаки ставили на всех русских товарах. Товарные знаки стали быстро распространяться во времена промышленной революции и появления большой конкуренции между товаропроизводителями. Регистрация товарных знаков смогла обезопасить производителей от фальсификации и приносила им большую прибыль.

Правовые отношения в области регистрации и использования товарных знаков быстро развивались в период массового производства, и сейчас каждый правообладатель индивидуального знака защищается государством от подделок и фальсификации товаров.