Использование товарных знаков в доменных именах

Использование товарных знаков в доменных именахПрактически каждая иностранная и российская компания сегодня имеет свой собственный сайт. Некоторые крупные компании могут иметь несколько сайтов. В связи с этим у них возникает потребность в доменном имени или нескольких именах, которые сходны с фирменными наименованиями или товарными знаками, индивидуализирующими их продукцию или услуги. Большинство производителей заинтересовано в максимальном сходстве доменного имени с названием фирмы или торговым знаком, поскольку такое совпадение вызывает у потребителей четкую ассоциацию с теми или иными товарами.
Регистрация товарного знака и использование товарных знаков в доменных именах

С помощью такого имени любая компания индивидуализируют себя и свою продукцию, услуги на огромном интернет-рынке. После регистрации этого имени и размещении по данному адресу сайта, у компании появляется возможность упоминать его в любой рекламе, предоставлять необходимую информацию о продукции, предлагать товары/услуги к продаже. Производитель может выделять следующие подуровни своего доменного имени, перераспределять их, при этом взимая за них плату. Таким образом, в Интернете доменное имя выполняет функции индивидуального товарного знака или фирменного наименования. Многие «раскрученные» доменные имена имеют огромную коммерческую стоимость (как и зарегистрированные товарные знаки).

Некоторые новые компании, пытаясь подобрать для себя подходящее доменное имя, сталкиваются с тем, что его уже кто-то занял ранее. Это вынуждает производителя придумывать новые названия, иногда не слишком похожие на первоначальный вариант. Это может значительно снизить их коммерческий оборот. Именно поэтому иностранные и российские компании требуют признания за собой исключительного права на использование в доменных именах разных обозначений, тождественных или сходных с их товарным знаком или наименованием компании.

С каждым годом российская судебная практика рассматривает все больше споров, касающихся доменных имен. Среди истцов имеются и иностранные и отечественные компании. Это связано с тем, что многие товарные знаки/наименования фирмы включают в себя латинскую транскрипцию, чаще всего используемую для регистрации доменных имен.

В ходе судебной практики сформировались такие подходы к рассмотрению этой категории дел:

— В первую очередь, споры затрагивают право на фирменное название/товарный знак и отношения в сфере недобросовестной конкуренции;
— Во вторую очередь, арбитражные суды признали себя компетентными в спорах о доменных именах, которые зарегистрированы под обозначением «.ru» (российская зона Интернета);
— В-третьих, суды признают доменное имя незаконным только при определенных условиях. После принятия решения о его незаконности использование домена запрещается.

В процессе рассмотрения таких споров российский арбитражный суд применяет право РФ и Международное право. При этом берутся во внимание и рекомендации различных международных организаций, специализирующихся на интеллектуальной собственности.

В судебной практике РФ доменное имя ранее рассматривалось, как сфера информационного пространства. Основной целью домена признавалось различие областей этого пространства. Неоднозначность позиции судов иллюстрируется судебными делами, согласно которым регистрация доменов, тождественных или сходных с чужими товарными знаками, иногда признавалась нарушением права их обладателей, а иногда нет.