Государственная регистрация товарного знака и общеизвестный товарный знак

 

Государственная регистрация товарного знака в ряде случаев бывает связана с понятием общеизвестного товарного знака. Для таких знаков действует особый режим правовой защиты, который предоставляет правообладателям ряд преимуществ.

Что представляет собой общеизвестный товарный знак и каковы преимущества статуса?

Общеизвестным считается товарный знак, который получил широкую известность на территории страны в результате его длительного либо интенсивного использования. Согласно общему правилу, обозначение может признаваться общеизвестным только относительно определенных товаров или услуг, которые ранее продавались либо предоставлялись под ним.

ptz

Общеизвестные товарные знаки находятся под лучшей законодательной защитой. Это касается, прежде всего, срока действия исключительного права на их использование. Так, если обычные товарные знаки находятся по защитой 10 лет, после чего регистрацию нужно продлевать, уплачивая пошлину, то для общеизвестных обозначений таких ограничений нет.

Кроме того, наличие у обозначения статуса общеизвестного поможет получить значительную финансовую прибыль за счет выдачи лицензии на использование товарного знака.

При этом следует понимать, что затраты на регистрацию общеизвестного товарного знака существенно выше по сравнению с регистрацией обычного обозначения. Это связано с необходимостью анализа большого объема материалов и данных, на основании которых готовится пакет документов на регистрацию в Роспатенте. Еще одна статья расходов, которые зачастую превышают расходы на весь процесс регистрации – оплата социологического опроса. Предоставление его результатов необходимо для признания товарного знака общеизвестным, и желательно, чтобы опрос проводился ВЦИОМ.

Несколько интересных фактов об общеизвестных товарных знаках

  1. Первым товарным знаком, который получил статус общеизвестного в России, стало обозначение отечественной газеты «Известия». Произошло это еще в начале 2000 года.
  2. Сегодня в Перечень общеизвестных товарных знаков РФ входят более 140 обозначений.
  3. Не все товарные знаки удавалось с первого раза зарегистрировать как общеизвестные. Так, несколько попыток потребовалось правообладателям обозначений «LEGO» и «GILLETTE».
  4. Многие товарные знаки так и не получили статус общеизвестных. Так, в 2013 году отказы в регистрации были выданы обозначениям «Праздничная», «Старая Москва», «Посольская» и «Kinder», а годом позже с отказом в регистрации как общеизвестный столкнулся товарный знак «FORD».

Таким образом, процедура признания товарного знака достаточно сложная и дорогостоящая, но все трудности оправдываются особым режимом правовой защиты.